Когнитивная модель депрессии

Депрессию в отечественной психологии определяют как «аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения»1.

Как правило, депрессия развивается при переживаниях утраты, которая может быть как реальной, так и предполагаемой. Но часто переживания сильно преувеличены и это отражается на личных качествах и компетентности человека в различных аспектах. Аарон Бек предположил, что проблемы у людей главным образом происходят из «неких искажений реальности, основанных на ошибочных предпосылках и допущениях. Объективный мир при восприятии его человеком преломляется через когнитивные модели или схемы»2. У каждого человека имеются как позитивные, так и негативные глубинные убеждения, которые складывались в течение жизни, начиная с раннего детства. Большую часть своей жизни люди сохраняют позитивные и реалистичные убеждения. Например, «Я достойный человек», «Я справлюсь», «Я нравлюсь другим» и т. д. Однако, негативные глубинные убеждения могут выходить на поверхность в случае психологического дистресса3 или постоянно активируются в случае расстройства личности. В отличие от автоматических мыслей, глубинным убеждениям полностью доверяют и никогда не выражают их полностью, до тех пор, пока психотерапевт не сможет целиком раскрыть их суть, сняв «защитные слои». Негативные глубинные убеждения могут быть не только о себе, но и о других людях, и о мире в целом. Например, «Мир — опасное место», «Другим нельзя доверять» и т. д. Но кроме активации негативных глубинных убеждений, при депрессии большую роль играют когнитивные искажения мышления, которые заставляют обращать больше внимания на негативную информацию, чрезмерно ее обобщать, катастрофизировать, рассматривать все только с крайних позиций, постоянно придерживаться только негативной точки зрения и подкреплять собственные негативные установки.

Создавая когнитивную модель депрессии, Аарон Бек опирался на теорию бессознательных умозаключений Гельмгольца, предполагая, что симптомы депрессии — это следствие ложных «бессознательных умозаключений». Он описал когнитивную триаду особенностей познавательной деятельности при депрессии.

  1. Негативное представление о себе («из-за дефекта я ничтожен»). В состоянии депрессии человек смотрит на себя как на ущербного, имеющего дефект, никчемного и отверженного. Чувство вины и постоянное самообвинение возникают из-за убежденности в собственной психологической, физической или нравственной «дефективности», которые, по мнению человека, и стали причиной существующих у него проблем.
  2. Негативный взгляд на мир («мир предъявляет ко мне слишком высокие требования, выдвигает непреодолимые препятствия»). Окружающий мир представляется человеку, страдающему депрессией, опасным местом, лишенным удовольствий, несущим в себе угрозу и предъявляющим высокие требования, мешающим достигать целей. Любые взаимодействия с окружающим миром будут интерпретироваться с позиций «победа-поражение».
  3. Негативное восприятие своего будущего («мои страдания будут длиться вечно»). Депрессивный человек убежден, что его трудности непреодолимы. В будущем он видит лишь череду тяжелых испытаний, проблем и страданий. Такое безнадежное восприятие своего будущего может привести к суицидальным мыслям.

Именно активация негативных установок описанных Аароном Беком как когнитивная депрессивная триада объясняет возникновение всех остальных симптомов депрессии. Мучительные эмоциональные реакции (аффективные симптомы) в виде печали, тоски, тревоги, гнева, чувства вины, стыда могут быть как следствием действительной утраты или отвержения, так и ошибочно предполагаемой человеком утраты или отвержения окружающими.

Мотивационные симптомы проявляются в безволии, отсутствии желаний, нарастании избегающего и зависимого поведения и объясняются пессимистическим взглядом на себя, свое настоящее, прошлое, а главное будущее, которое видится без перспектив, возможности позитивных изменений, в черном цвете.

Следствием таких мыслей также будут поведенческие симптомы депрессии, проявляющиеся в пассивности, инертности, нарастании избегающего поведения и снижении социальных навыков. Такие установки порождают чувство безнадежности, ожидание неминуемого поражения и отрицательного результата, и, как следствие, избегание проблем и ситуаций, которые кажутся неразрешимыми и невыносимыми. Повышенная зависимость может объясняться негативным восприятием себя, как человека беспомощного и неспособного справляться с трудностями, для которого необходима помощь и поддержка более компетентных окружающих людей.

Физические симптомы депрессии, а именно расстройства сна, нарушение аппетита, снижение влечений также можно объяснить когнитивной моделью. Убежденность в собственной никчемности и безрезультатности начинаний вызывают апатию и упадок сил, а пессимистический взгляд на свое будущее может вызвать «психомоторную заторможенность».

Таким образом, когнитивная триада — это своего рода фильтр для оценки текущей жизненной ситуации и внутреннего состояния человека. Только этот фильтр основывается на все больше активирующихся с развитием болезни негативных схемах4 и включает когнитивные (или логические) ошибки, совершаемые при переработке информации, типичные для депрессии. К таким когнитивным искажениям относят сверхобобщение, избирательное внимание, персонификацию, дихотомическое мышление, катастрофизацию и излишнюю ответственность.

Итак, когнитивная модель депрессии объясняет как развитие депрессивного расстройства в целом, так и возникновение различных симптомов, свойственных этому заболеванию и предрасположенность к развитию депрессии. Понимание возможных причин возникновения и протекания заболевания позволяет систематически применять различные эффективные техники для последовательного устранения тягостных симптомов (например, улучшение физического состояния — нормализацию сна и режима дня, активацию волевого компонента, повышение социальной активности и т. д.), а также для работы с иррациональными автоматическими мыслями, промежуточными и глубинными убеждениями. Такая психотерапевтическая работа позволяет в начале улучшить состояние, снизить уровень депрессии, а затем проработать дисфункциональные убеждения, активировавшиеся во время болезни, и сформулировать новые позитивные убеждения. Все это способствует более быстрому выздоровлению и снижает вероятность рецидива в будущем. Кроме того, когнитивно-поведенческая терапия ставит перед собой цель научить человека быть психотерапевтом самому себе. А значит после завершения курса психотерапии в когнитивно-поведенческом направлении, клиент в случае снижения настроения или при подозрении на развитие рецидива, может возвращаться к записям сделанным во время терапии и применять использованные в работе с психотерапевтом техники даже самостоятельно для решения своих проблем.

  1. Соловьева С.Л., Успенский Ю.П., Балукова Е.В. «Депрессия в терапевтической клинике (патопсихологические, психотерапевтические и психофармакотерапевтические аспекты)» — Санкт-Петербург, «ИнформМед», 2008.[]
  2. Соловьева С.Л., Успенский Ю.П., Балукова Е.В. «Депрессия в терапевтической клинике (патопсихологические, психотерапевтические и психофармакотерапевтические аспекты)» — Санкт-Петербург, «ИнформМед», 2008.[]
  3. Дистресс — это деструктивный стресс или стресс, вредящий организму.[]
  4. Под схемами Аарон Бек подразумевает «индивидуальный и устойчивый паттерн обработки типовых ситуаций».[]

Оставьте комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: