14:55 Мышление и дезинформация в социальных сетях |
Мышление и дезинформация в социальных сетях.Проблема онлайн-дезинформации — обширная тема, которая сегодня затрагивается практически со всех сторон. Ученые, пытающиеся найти решение, обращают внимание, в частности, на к нашим упрощенным моделям мышления, которые также присутствуют при использовании социальных сетей. Делая ставки на числа в известной азартной игре, у нас есть выбор из двух наборов шестизначных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 12, 8, 32, 6, 28, 10. вопрос в том, какой из них мы должны выбрать, чтобы увеличить шансы на победу? Если хорошенько подумать, ответ кажется очевидным. Неважно, какой набор мы выберем, ведь по теории вероятностей шанс их появления в розыгрыше одинаков. Однако, как доказали ученые в конце двадцатого века, люди часто отвергают первый набор как неправдоподобный. Ведь они никогда не были свидетелями розыгрыша, в котором выпала серия из шести последовательных чисел. Так что математика и логика — это одно, а человеческий разум — другое. По трактовке этих известных ученых в повседневной жизни мы просто пользуемся так называемой - эвристикой мышления , т. е. упрощенный способ вывода. Как видите, часто ненадежно.Две системы в нашей голове. Само слово «эвристика» происходит от греческого эуриско и связано со знаменитым криком эврика. Проще говоря, можно сказать, что в логике этот термин означает нахождение новых фактов и их связей на основе имеющихся знаний. Таким образом определяются и методы поиска решений в ИТ, когда по разным причинам в нашем распоряжении нет оптимального или даже правильного решения. Поэтому Ученые, говоря о том, как мы думаем, отмечают, что мы ежедневно используем весьма ненадежные методы, чтобы делать выводы из окружающей среды. Таким образом, например, мы поддаемся эффекту первичности, и в межличностных контактах для нас так важно первое впечатление. Именно через ее призму мы интерпретируем дальнейшее поведение другого человека. Если оно было хорошим, то, как ни странно, мы более снисходительно относимся к последующим фактам, относящимся к данному человеку. Поэтому в своей повседневной деятельности мы делаем много ошибок и попадаем в ловушки собственного мышления. Чаще всего это объясняется выделением двух систем мышления, в которых первая, быстрая и автоматическая, конструирует наши впечатления и эмоции и является основным источником убеждений и выбора, а вторая отвечает за более рациональные умозаключения. Рациональный и глубокий анализ, который, однако, требует больших умственных усилий и концентрации. По этой причине первая система является для нас естественным автопилотом. Наш образ мышления, пусть порой и несовместимый с принципами классической логики, поэтому оказался эволюционно эффективным, и важную роль в нем играют эвристики. Что не меняет того факта, что стоит осознавать их и не думать о себе только как о вполне разумном существе.
Социальные сети и дезинформация.Конечно, в теории двух систем нет ничего нового. Известный в течение некоторого времени, она теперь расширяется и используется во многих различных контекстах, и работа ученых является обязательной для всех, кто интересуется этой темой. Так почему же все-таки стоит об этом писать? Хотя бы потому, что создаются новые контексты, с которыми приходится сталкиваться нашему образу мышления, и одним из них, безусловно, является развитие Интернета. Текущие исследования ясно показывают, что используемые нами обобщения являются одной из причин распространения фейковых новостей и дезинформации в социальных сетях. Словом, тема связана с самыми злободневными вопросами. Исследователи, работающие в Обсерватории социальных сетей Университета Индианы, определили три типа упрощений, благодаря которым социальные сети выглядят так, как они есть с точки зрения распространения информации. Они касаются когнитивного уровня, т.е. способа обработки информации (поэтому это те же самые механизмы, на которые уже указывали ученые), социального уровня (имеет большое значение при передаче информации между друзьями и является источником деления на «мы» и «они») и «машинный» уровень (относящийся непосредственно к алгоритмам, определяющим, какая информация отображается на нашем портале). Все это складывается в комплексную картину проблем, связанных с онлайн-дезинформацией, что позволяет обратить внимание как на ИТ-сторону, так и на наши природные склонности. Мысли в сети. Исследования такого типа являются естественным импульсом к принятию мер по противодействию дезинформации. Поэтому ученые из Обсерватории пытаются создать инструменты, чтобы указать людям на проблему и три группы упрощений, упомянутых выше, и в то же время использоваться для упражнений, направленных на, в некотором смысле, иммунитет против всего явления. Насколько эти типы мер окажутся эффективными, покажет время, но вывод, который следует сделать, безусловно, аналогичен тому, который следует из исследования ученых. Мы должны помнить об ограничениях наших повседневных рассуждений и о том, как мы думаем в Интернете. |
|
Всего комментариев: 0 | |